среда, 6 апреля 2016 г.

Книга, которую я проглотила

В общем-то, так происходит со всеми новыми книгами. Количество дней чтения зависит от толщины книги. 467 страниц - увы, это только на один день. Вчера после двух часов я принесла эту книгу с почты, а сегодня к 12 часам дня я закончила её читать. При этом я готовила обед и завтрак, отвлекалась на разные домашние дела, в том числе на ручную стирку, потому что наша стиральная машина еще не была налажена. И всё равно получается, что я книгу "глотаю" - не в смысле: читаю быстро, лишь бы прочесть, а жанр, слог, сама атмосфера повествования бывают мне настолько интересны, что не хочется из книги выходить, хочется прожить вместе с героями до конца тот временной отрезок, о котором эта книга рассказывает.
Ну вот, целый абзац есть, а названия книги и автора её вы так и не знаете. Евгения Фрезер, "Дом над Двиной".




Эта книга о моей любимой эпохе - до и после революции 1917 года. Атмосфера книги очень спокойная и патриархальная, русский быт, истории большой семьи и дворни. Примечательно, что главная героиня в книге - не сама Евгения, хотя вся книга написала ею и о её жизни. Главная героиня там - бабушка Евгении по отцу, которая была настоящей хозяйкой, содержала дом и всё хозяйство в порядке, следила за всем и всеми, соблюдая семейные традиции, собирая семью на праздники. Вот это главное, что жаль оставить на страницах книги и пойти заниматься домашними делами. О таких домах, семьях, хозяйствах хочется читать не отвлекаясь. Потом, конечно, грянула революция, дело семейное было национализировано, затем и комнаты в доме, а после семья Евгении - двое детей и мама - нашли способ отплыть на мамину родину - в Шотландию. И они были единственными, кто выжил из этой семьи. Все, кто остался в коммунистической России - погибли.

Я задумывалась, почему мне так интересна именно эта тема в литературе? И ответ пришёл сразу. Эти книги рассказаны выжившими людьми, сумевшими бежать из страны, захваченной поганой властью. Эти книги рассказаны оставшимися людьми, сумевшими каждый день выжить, будучи отвергнутыми новым строем. Поэтому этих книг так мало, я думаю, одна рассказанная живыми история на несколько миллионов убитых и сломленных революцией и её последствиями. Они особенны, потому что хранят семейную историю - не такую, к которой привыкаем мы, питаясь зачастую крохами - кто, когда родился и умер, кем был - эти предреволюционные семейные истории совсем другие - они обширные, с поступками и чертами характера, с внешностью и жизненным укладом, с опытом, на котором старшее поколение учило жизни младших. Это всё у нас отнято и славен тот, кто знает ныне - кто, когда родился, когда умер, чем занимался, кем приходится - и сохраняет это для следующих поколений. И, живя сейчас, записывает свои воспоминания, расспрашивает живущих родных, создаёт свои традиции. Одним словом, воскрешает - историю своей семьи и делает её нужной. 

2 комментария:

  1. Прочитала твой блог, узнала твои последние новости. Легкой тебе беременности!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Анечка! Сейчас я действительно легко вынашиваю :-)
    А у меня твой блог почему-то не открывается :-)

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.