среда, 19 января 2011 г.

Моим первым читателям

В детстве я вела дневники в тонких тетрадках. Крупным почерком выводила "ЛИЧНЫЙ ДНЕВНИК" и писала там, как прошел День Рождения у подружки Лены с третьего этажа, какой розыгрыш мы придумали для нашей подружки Веры с пятого этажа, как мы вчера здорово играли в "Приключения Печенюшкина" с Наташей и как жалко, что в следующий раз нескоро поиграем - Наташа переехала почти в другой район... Эти дневники я прятала и под знаком величайшей тайны показывала лучшей подруге избранные цитаты из них или новые наклейки на полях. Я думала, что у них небыло читателей, пока однажды не получила большой нагоняй от мамы. Мама прочитала, как в летнем лагере я с мальчиком целовалась в лесу, неподалеку от корпуса нашего класса. Мне было 12 лет. Я очень плакала и долго держала обиду на маму, и свой дневник первое время носила с собой в портфеле. Но однажды мой одноклассник решил без меня покопаться в моем портфеле, искал сочинение, чтобы списать, и - для меня это было чудом! - чуть не достал мой дневник. После уроков я выбросила его в мусорный бак и еще долго не заводила дневников, держа все переживания и размышления в себе. Моя комната перестала быть для меня местом надежного укрытия девичьих секретов.
Мама тогда, после прочитанного, долго читала мне мораль, наверное, ее очень расстроило то, что первый поцелуй у меня случился в 12 лет, ведь я еще ребенок! Я молча слушала ее, вытирая слезы. Разве я могла признаться ей, что на самом деле ничего небыло? Что несколько моих одноклассниц в лагере делились впечатлениями о своем первом поцелуе, и победно смотрели на всех "остальных", которые еще даже не целовались! Куда им, малышам! Они еще в Барби играют! Разве я могла сказать маме, что  я просто сочинила красивую историю о своем первом поцелуе с самым красивым мальчиком в классе? И уж тем более я не могла объяснить маме, что на меня - полненькую, умную девочку, которая хорошо пишет сочинения и учится шить, и действительно все еще играет в Барби - не мог обратить внимание самый красивый мальчик в классе! Что ему нравятся такие девочки, как Лена Шевелкина, Юля Белай, которые уже носят мини-юбки и красят глаза и ногти, и лучше всех танцуют на дискотеке! Конечно, я не могла всего этого рассказать маме, мне в 12 лет гордость не позволила это сделать :-)
В 14 я увидела в школе объявление о наборе в вокально-поэтическую студию "Вдохновение", и решила пойти. Попробовала писать стихи, они очень понравились моей преподавательнице Диане Скрипник, и мое желание вести дневник проявилось в новой форме - я стала писать стихи и прозу. Эмоциональные, яркие и острые переживания давали идеи для стихотворений.

Масляный серп в небесах качается...
Спорить с морозом не получается.
И разговора прохладный тон:
Ан - тон...  
Грация веток и ветер ищущий,
И ни минуты покоя мыслящим,
Новой любви благодарный поклон -
Ан - тон...


Любимый мой, храни тебя Господь!
Храни секунды пылких поцелуев.
Храни любовь. С влюбленными не спорь.
Держи себя, один во сне беснуясь.
Ты не ищи бесправия с судьбе,
Не забывай тревогу и дорогу.
В печали если вспомнишь обо мне -
Прощу тебе любой неверный слоган.
Пусть ночью будет светлая луна,
Пусть солнце пламенно по водной ряби пляшет,
Пусть самая высокая волна
У ног твоих покорным краем ляжет.

Мне все эти простые стихи до сих пор дороги как верные хранители моих переживаний, как целители моей души, в них я выговаривалась и шла дальше, оставляя свои переживания в этих строчках. Они были недоступны маме, которая опять могла что-то превратно истолковать, маме я показывала другие стихи, которые ничего не могли сказать о моих личных переживаниях и неразделенной влюбленности.

Пшеницы полно и черники,
И в розовых лентах заря,
И щеки еще в землянике,
И цыпки на пальцах горят.
Сквозной ситуэт в сарафане
И косы-колосья до пят,
А рядом веснушчатый парень
Да в озере трое утят.
Деревня с косыми домами,
Где флоксы и кошки в окне...
Приехать бы к старенькой маме,
Прижать ее крепче к себе,
Присесть на певучую лавку
Да вспомнить бы, как в полях
Сверкали румяные пятки
И солнце играло в кудрях!


Просто грустно бывает порой,
И весна уже не за горами...
Часто чувства нахлынут волной,
И на миг расстаешься с друзьями.
Этот миг мне покажется днем -
Таким нежным, лучистым, цветущим,
С ослепительно белым конем,
По широкой дороге бегущим.
И завъется счастливая даль
Озорным завитком винограда.
Что ж, с мечтами прощаться жаль,
Но грустить о мечтах не надо...

С тех пор все свои мысли, переживания и чаяния я выражала так - в стихах и прозе, в 18 лет, в 20, в 22... И всегда знала, что не одна, что у многих людей получается так понятно и просто рассказать о своих чувтвах, что это будет созвучно многим другим, пережившим то же самое...

Любимая... Увы, не ваша.
Вы эти видеть не могли.
Газеты, гречневая каша...
И свет небес. И соль земли.
А вам хотелось славы, славы, славы...
Сначала - розы, а шипы - потом!
Как презирали вы (и были правы)
Уют, умело вышитый крестом.
А я, поверьте, незлоблива,
И дай вам Бог дожить до ста,
Возлюбленным прекрасной Клио,
А мне - невестою Христа.
                             Надежда Лашкевич
С Надей я познакомилась спустя 10 лет после того, как засыпала и просыпалась с ее стихами, настолько они были созвучны моим переживаниям.

...Лбом об стену и слезы - в кулак.
Это все называется - опыт
В бессердечных сердечных делах.
Дергать струны и латами бряцать...
Беспощаден червовый валет,
Если девочке целых 17
Всухомятку проглоченных лет.
                              отрывок из Надиного стихотворения

Давай, я буду снегирем на крыше,
А ты - прозрачным ветром ниоткуда.
Давай, твоих шагов я не услышу
И даже замечать тебя не буду...
А ты примчишься, бешеный, запляшешь,
Соскучившись в морях по крышам этим!
И принесешь мне бусы из стекляшек,
Которые дороже всех на свете.
Затреплешь мои бархатные перья
И превратишь мою косынку в знамя...
Конечно, я ждала. Конечно, верю.
И это будет только между нами -
Что ты других в дороге провожаешь
И не хранишь ни писем, ни портретов...
Конечно, ты вернешься, ты же знаешь,
Что я прощаю все бродяге-ветру.
Ты украдешь меня с железной крыши,
Дом подмигнет нам окнами большими.
И ты меня поманишь выше, выше...
В твой тесный домик на краю вершины.
Там на камнях ты мне цветы посеешь,
И будешь со мной ласковей и тише...
Ты только прилетай, когда сумеешь.
Ну, сколько можно ждать тебя на крыше?

Это стихотворение одной из красноярских поэтесс, частично переделанное мной для человека, который оказался моей последней привязанностью и влюбленностью без ответа. Через несколько лет я встретила своего будущего мужа, и все изменилось, впервые человек добивался моей любви и был влюблен в меня, а не наоборот. Я стала влюбленной и счастливой и перестала писать стихи. Оказалось, что я не умею рассказывать о счастье, и на вопрос подруги из литературной среды - Почему я больше не пишу? - я ответила - Наверное, я перестала быть талантливой и несчастной... Глупости! - решительно заявила подруга и расказала мне свою историю. Аня написала стихотворение, начинавшееся строчкой "Моя удача спит с другим", и после этого потеряла работу и пережила несколько неурядиц в жизни. И тогда она решила написать стихотворение, которое начиналось строчкой "Моя удача спит со мной", очень красивое стихотворение о том, что Аня приезжает с работы усталая и грустная, и к ней в дом приходит удача и ложится на ее кушетку, сворачивается уютно, прижав коленки руками, и умиротворенно засыпает, а во сне Аня видит, как можно все наладить в жизни, и просыпается совсем другим человеком. Через некоторое время Аня нашла работу и какие-то проблемы в ее жизни решились.
Я хотела последовать совету Ани и написать о своем счастье, но ничего не выходило. Невозможно искуственно сложить красивые слова, стилистически подходящие друг другу и ясно выражающие мысль, если мысли нет... Когда я полюбила, это небыло похоже на легкое счастливое чувство. Это трудно объяснить, но в момент знакомства, еще до того, как Сережа сказал мне первые слова, я уже знала, что это мой будущий муж. Не угадала, не почувствовала, а будто мне кто-то сказал об этом. И поначалу я сопротивлялась, не искала встреч и редко отвечала на звонки. Не подпускала к себе, и это было для меня самой удивительно. Я так часто влюблялась, готова была на край света пойти, просто уловив ответное движение сердца ко мне, а это любящее сердце, эту душу держала на растоянии и не интересовалась ею - впервые в жизни. Может, потому, что боль от последнего расставания мне было тяжелее всего вынести, и я злилась, досадовала, не верила никому... Эти первые месяцы знакомства были тяжелыми для нас с Сережей. А потом полюбила я и пошла навстречу своему счастью. Мои дневники снова оказались забыты на пару лет. Чудесное время дружбы и помолвки с достойным молодым человеком, тактичным, вежливым, с уважением и любовью относящимся ко мне - это время окрылило меня. Небыло никаких волнений и переживаний, только счастье и благодарность Богу за моего спутника. Мы вместе ходили в кино и на концерты классической музыки, оба любили мороженое и пиццу, гуляли по тихим улочкам, говорили обо всем на свете, он познакомил меня с родителями и некоторыми своими друзьями - если мы встречали кого-то из его друзей, он представлял меня как его невесту. Мы поженились, свадьба была скромной, без застолья - мы вложили деньги в квартиру в строящемся доме, в первое наше семейное гнездышко. Через месяц переехали туда - с диваном, компьютером, книгами и двумя велосипедами :-) У нас было очень мало вещей и почти небыло мебели. Стол и табуретки мы попросили на время у Сережиных родителей, купили холодильник и привезли стиральную машину б/у. И конечно, я привезла цветы :-)Вот таким первый год семейной жизни было наше хозяйство:


Наша кухня первый год выглядела так :-)

Штор небыло, все необходимое стояло на подоконнике

И первые полтора года я готовила на этой одноконфорочной плитке, которая досталась нам во время перебора вещей  в церковном приходе, когда церковь из арендуемого помещения переехала в постоянное - был освящен дом молитвы в Красноярске.
На этой фотографии кухонный стол стоит в рихожей, мы тогда делали ремонт на кухне.

Диван в гостиной - наша единственная мебель долгое время :-)

Вещи в прихожей были в таком виде долгое время, пока мы не купили шкафы.

После замужества дневники вернулись ко мне, на этот раз на форуме Flylady.ru, я тогда только познакомилась с этой системой ведения домашнего хозяйства и очень вдохновилась ею. Мне хотелось быть самой лучшей женой, и я очень старалсь, приводя в порядок наше нехитрое хозяйство и складывая все вещи так, чтобы ими было удобно пользоваться. Я хотела научиться легко проводить домашнюю работу, чтобы потом это стало привычкой и небыло в тягость мне, когда появится ребенок. Я не знала тогда, что у нас по каким-то причинам небудет детей, и очень расстраивалась, когда друзья и свекровь постоянно об этом спрашивали. Благодаря своему дневнику на этом форуме я познакомилась с замечательными женщинами и нашла себе хороших подруг их других городов. Когда мне было плохо, многие подерживали меня своими письмами, успокаивали и вселяли уверенность в лучшее.
Единственное мне не нравилось на форуме - после окончания дневника он какое-то время хранился закрытым, а потом удалялся, и многие памятные записи пропадали, я жалею об этом. И тогда я задумалась о том, чтобы завести блог. Начала на популярном нынче LiveJournal, но сделала только одну запись, не понравилось. И я не была уверена, что смогу рассказывать о чем-то постоянно, и не знала, сделать свой блог приватным или открыть для всех читателей. Через некоторое время я нашла на Blogger.com семейный блог своей знакомой, посмотрела и мне очень понравилась эта идея! Я захотела вести семейный блог. В блоге моей знакомой среди постоянных читателей были мама, брат и его жена, другие родственники, и они тоже вели свои блоги, рассказывали в них о своей жизни, о семейных стречах, о путешествиях и праздниках... Я хотела предложить вести такие блоги своим родным, но многие из представителей старшего поколения не владеют компьютером, у других заботы семейные, у третьих - насыщенная студенческая жизнь... Так и осталась эта идея в планах на будущее, пока только я рассказываю о жизни нашей семьи. Мне кажется это хорошей альтернативой дневнику, написанному от руки. Здесь можно вставить фотографии и, если в какой-то момент времени большая занятость, можно начать рассказывать о чем-то, сохранив текст на компьютере, а позже перенести в блог и добавить фотографии. Я думаю, что это окончательная форма моего дневника, и прекрасная возможность сохранить историю нашей семьи яркой и интересной для друзей, родных и следующих поколений.

P.S.: первым моим читателем стал муж. Вторым - моя подруга с flylady, а сегодня утром я увидела, что у меня появилась еще одна читательница, и она тоже захотела постоянно читать мой блог. Мысли о первых моих читателях привели меня к воспоминаниям о моих первых дневниках и грустных или радостных моментах жизни, этому и посвящен мой сегодняшний пост.

4 комментария:

  1. третья - это я?! :))) Очень приятно познакомиться! Ты первая ко мне подписалась.
    Твоя история похожа на мою - я тоже пишу дневники с 12 лет, только я не перестававала писать, все они сохранились. И я тоже долго искала "свое" пространство в интернете и тоже остановилась на Блоггере, я уже здесь 3 года.
    Я так поняла, ты член Церкви ИХСПД? Я тоже!
    Буду рада видеть тебя в моем блоге!

    ОтветитьУдалить
  2. Привет, Аня! Да, третья - это ты :-) И первая подписавшаяся :-)
    Я сейчас неактивна в церкви, хочу вернуться, но пока не готова. Общаюсь с церковными друзьями, читаю книгу Мормона.
    Мне очень понравился твой блог! Ты душа семейства, удивительная женщина, красивая молодая мама четырех детей! Непременно буду заглядывать к тебе :-)

    ОтветитьУдалить
  3. Очень приятно!
    С церковью лучше, возвращайся!
    В моем блоге пишу я и жена моего младшего брата. У меня два сына, а у нее дочка и она ждет вторую дочку. Так что я не многодетная :)

    ОтветитьУдалить
  4. А, теперь понятно :-) Для меня сейчас даже двое детей - это очень много! Это потому, что у меня пока один :-)

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.