вторник, 19 января 2016 г.

Моя мама умерла

У нас вчера случилось неожиданное, страшное, настоящее горе - умерла моя мама. Мама, которая в воскресенье ездила с нами в церковь. А вечером дома смеялась, глядя на балующихся внуков.  Которой я говорила утром - смотри, твой свитер отстирался! Которая в обед увещевала детей, чтобы они не баловались за столом. А вечером она радовалась тому, что, кажется, мы нашли человека, который сможет нас через неделю временно прописать в микроучастке гимназии Универс, если ничего не изменится.

Мы поужинали, все, кроме мамы - она сказала, что поест позже, что неважно себя чувствует из-за давления. Еще через полтора часа она вдруг застонала, еле дойдя из ванной до кровати. Попросила помочь ей раздеться и со стонами откинулась на подушки, сказав, что её сильно тошнит. Через некоторое время её вырвало. Она жаловалась на слабость, и попросила у Сережи благословение, а потом попросила его купить таблетки Кординорм. Это свидетельствует о том, что она не собиралась умирать, ей хотелось исправить свою боль и недомогание.
Не успел Сережа уйти, она попросила положить её на пол и настежь открыть окно. У нас в Сибири тридцатиградусные морозы сейчас. Она попросила подушки под голову и под ноги и осталась лежать на расстеленном на полу одеяле. При открытом настежь окне. Сережа ушел за таблетками. Я несколько раз заходила к маме, кутаясь в одеяло, поправляла подушки, накрывала её пододеяльником, но потом меня отвлекли дети. Лука попросил кушать, Кирилл задавал вопросы, а потом вдруг мама перестала стонать. Я решила, что она уснула, закрыла окно в её комнате, накрыла её сверху пальто, раз она лежала на своём одеяле, и вдруг заметила, что её глаза немного открыты. Я еще ничего не поняла. Тихо потрогала её за плечо и позвала, но она не ответила, и я подумала, что, может, ей просто тяжело отвечать мне. Вернулась к детям. Через пару минут вернулся Сережа из аптеки. Всё это время где-то внутри на меня начал давить тяжелый камень. Я догадалась, но боялась себе в этом признаться. Как только Сережа ушел в аптеку, мама внезапно перестала дышать - вот правда.
Я положила таблетки на её прикроватный столик и тихо, чтобы не услышали дети и не испугались, попросила его подойти к маме и посмотреть. Я не могла сказать свою самую страшную догадку.
Потом приехала скорая и констатировала смерть. На экг были ровные длинные полоски.
Потом приехали полиция, медицинский эксперт, люди из морга и представитель ритуальных услуг. Все они заполняли документы. Спрашивали. Объясняли. Вынесли маму. Почти всё это время я провела с детьми, которые не хотели спать и задавали мне вопросы, играли, просили им почитать, дать собачку, погладить ножку... Спасибо моему драгоценному и любимому мужу, который все моменты взял на себя, со всеми говорил, и еще обеспокоенно посматривал на меня, стараясь утешить, подходил и обнимал, говорил слова утешения, предлагал пойти полежать и, насколько возможно, не волноваться. Вчера и сегодня я чувствую особенно сильно его настоящую заботу и поддержку. И особенно чувствую любовь к нему сейчас, когда я так уязвима страхам.
Мне страшно, что Сережа тоже может уйти. Что я потеряю ребенка. Что моя семейная жизнь вдруг пойдет под откос и мы, перестав быть счастливыми, начнем постоянно ссориться. Однако, когда я молюсь или начинаю размышлять об этом, я чувствую скользкие бока своих "мыльных" страхов, взятых из воздуха и опасений. На самом деле есть только один страх. Он как внезапный вдох, когда происходит что-то не ожидаемое и страшное, и ты стоишь, потеряв навык выдохнуть и оцепенело смотришь на весь этот ужас. Ужас мой в том, что теперь у нашей семьи нет привычной мирной поддержки. Есть только две ноги - я и Сережа, а под ними исчезли опоры - мамины молитвы о нас, её сопереживания и радости за нас, её интерес к нашим событиям, её помощь и поддержка. И мой застывший растерянный вопрос - мама, как же я теперь без тебя? Однако и тут память о проведенном однажды церковном уроке утешительно подаёт мне знание о том, что мама все еще тесно связана со мной. Я помню её. Люблю её. Храню память о ней. Я связана с ней узами, которые невозможно разорвать. Джозеф Смит писал в своём откровении о духовном мире: если дело обстоит так в нашем несовершенном земном существовании, то насколько же более естественно верить, что эти люди (умершие) также знают нас, видят нас, мы живём в их присутствии, они беспокоятся о нашем благополучии, они любят нас и видят опасности, подстерегающие нас. Это откровение невероятно меня утешает. Лишившись земной мамы, я обрела мощнейшего ангела-хранителя, свою родную духовную маму. С которой буду вместе вечность.

Я еще задала Сережа растерянный вопрос - почему так рано? Почему сейчас? Она же даже не узнала, кто у неё будет - внук или внучка? На что Сережа мне ответил - думаю, она с ним уже увиделась. В духовном мире.
И это тоже меня утешает.

Уставшая, подавленная, собравшая в три часа ночи маме вещи и обувь в морг, я приникла к Сережиному плечу и сказала - я бы хотела уснуть здесь сейчас и проснуться в другой квартире...

Вероятно, мы будем искать другую квартиру. Теперь мы прекрасно поместимся в однокомнатной с моей идеей-фикс кухни в прихожей, и детской на кухне :-) Мы не торопимся уехать. Я бережно навожу порядок в маминых вещах, оставляя себе памятные вещи о ней, и эта сортировочная работа мирит меня с земным расставанием.

Наши родные помогают нам сейчас материально. Наша милая Танечка предложила невероятное служение - возить нас в морг, на кладбище, отвозить и забирать детей в этот день (вероятно, мы не будем брать их с собой на кладбище, а повезем на некоторое время к друзьям), и привезти нас всех домой. Это такая радость - в такой трудный для нас день иметь такую поддержку и помощь! Нам также помогают президент прихода, президент Общества милосердия, и сегодня к нам приезжали две её советницы, мои замечательные сестреночки Мария и Тамара, они почти полностью взяли на себя хлопоты о приготовлении еды к поминкам, оставив мне лишь заботу сварить картошку. Катя Кириллова написала мне, что будет рада принять моих детей в ближайшие дни на какое угодное время. Я словно чувствую, что меня через расстояние обнимает множество людей через письма, звонки и предложения помощи. Господи, как я благодарна тебе за то, что Ты всё устроил так через этих людей!















Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.