суббота, 23 января 2016 г.

Прощание, похороны, поминки

Четверг и утро пятницы были для меня самыми тяжелыми. Я плакала, было так тяжело, я не хотела совсем ехать хоронить маму. Я боялась. Боялась, что не смогу видеть её в гробу. Что не смогу выдержать всех объятий, сочувствий, вопросов. Боялась, что из-за переживаний что-нибудь случится с ребенком.

Я делала утром бутерброды и готова была согнуться и сползти под стол, настолько не было сил. И как я благодарна за поддержку нашей Тани! Она ночевала у нас последние две ночи и была нашим водителем. Она просто сидела рядом и говорила со мной о чем-то простом, и я могла улыбаться и говорить с ней, и в эти моменты мне было легче. Я сделала бутерброды, кисель и картофель, запустила стирку, позавтракала, разбудила детей, мы оделись и поехали в морг забирать маму. Нас возил Саша, муж Сережиной сестры Ольги.  Возле медакадемии Саша Ветцель забрал наших мальчишек, мы с Сашей Чакпакпаевым поехали в приход, а Сережа забирал маму из морга.

До этого, утром, дома у дедушки Саши было отпевание нашей бабушки Гали по православному обряду, согласно её вере. Таня и Сережа приезжали туда, я осталась дома с детьми.

С моей мамой мы прощались в приходе. Пришло много сестер и братьев, все обнимали меня, выражали сочувствие. У меня глаза наполнялись слезами, я обнимала и благодарила, и эти объятья, выражения соболезнования, которых я так боялась, оказались для меня теплом и поддержкой. Даша Рузиева приехала меня поддержать. Когда занесли маму, я смотрела только на гроб и боялась взглянуть на неё. Но потом посмотрела. Мама изменилась, черты её лица обрели мягкость, и она выражала покой. После гимна и молитвы я первая вышла сказать о маме и сказала все то, что говорила ранее здесь. О маме говорили так много хорошего! Я стояла неподвижно, крепко держа Сережу за руку, и у меня текли слезы, но внутри у меня светлело с каждым добрым словом о маме. Многие плакали. Потом мы поехали на Шинное кладбище.

От нашей семьи приехали туда сразу две машины, стояло два гроба рядом - обе наших мамы. Я увидела заплаканную и поникшую Олечку, Сережиного папу и близких друзей семьи. Сережин папа по православному обычаю молился за нашу бабушку Галю, раздал всем свечи.

Сначала захоранивали мою маму. Поскольку она была полной женщиной, гроб для неё сделали больше, но не предусмотрели, что ширина могилы стандартная, и один из работников раньше времени опустил стропу, с гроба слетела крышка, он накренился, и мы все могли услышать русскую нецензурную лексику и выговор главного своим четырем работникам. Я видела это с расстояния, не пошла смотреть, что там случилось. Они долго равняли все, пытаясь в стандартную могилу опустить широкий гроб. Многие разошлись по машинам погреться, у нас стоял такой мороз. Я тоже замерзла, но не хотела оставлять маму. Дождалась захоронения, мы бросили земли. Установили крест, мы с сестрой Зоей разложили цветы на маминой могиле, и только тогда я пошла в машину к Тане. Совсем не чувствовала ног, настолько замерзла.

Потом захоранивали Сережину маму. Пока опускали гроб, его папа пел православную молитву, мы тоже бросили горсти земли. Постояли, попрощались с ней и разошлись по машинам. Сёстра Галина Адамская и сестра Ирина Валишина напекли блинов для нашей семьи, мы уже в машине помянули маму блинами, а позже я передала блины в Танину машину, которая тоже развозила близких друзей семьи.

Поминки планировались у нас дома. Сестра Валентина принесла мне накануне тушеный картофель с курицей, сёстры Тамара Прокашева и Мария Якушева готовили для поминок тушеную капусту с курицей и запекали курицу в духовке, а также принесли мне ягоды и варенье для компота и киселя, банку джема для блинчиков и очень вкусные соленые огурцы. Наша Танечка накануне привезла брусничный тортик. Мне оставалось только сварить картофель, сделать кисель и бутерброды. Я бесконечно благодарна за поддержку и служение этих дорогих сестер! Они сделали так много для нас!

К сожалению, Олечка почувствовала себя плохо и Сережин папа остался с ней дома. На поминках были только наша семья, Таня, Саша и Оля Чакпакпаевы. Дети поспали с машине, поели и начали рисовать и играть, с восторгом рассказывая нам, что они делали у Ветцелей. Саша и Оля были у нас по очереди. Сначала Саша пришел с нами после похорон, а потом он уехал, а Оля приехала после учёбы. Я накладывала еду, разогревала, мыла тарелки, говорила со всеми - делала все то, на что, думала, у меня не хватит сил. Но мы говорили, и даже смеялись, и я сидела на диване с чаем, смотрела на всех и думала - мамочка, это ты нас всех собрала.









Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.