четверг, 8 декабря 2011 г.

Корабль любви и дружбы

Меня иногда спрашивают, как я нашла мормонов и почему я ушла от них, а теперь хочу вернуться. И я рассказываю. Решила оставить запись здесь на память. Может быть, это будет полезно для сомневающихся и для тех, кто ищет в церкви не Бога, а чего-то другого.

Думала, с чего начать рассказывать, и память меня уводила все дальше и дальше... Аж к 2002 году! Я вспоминала, как нашла церковь -  пришла на английский. Было лето, мы переехали на правый берег и жили в районе Предмостной площади. Все мои друзья остались на левом берегу. Тогда еще не у каждого был компьютер, а тем более интернет, небыло социальных сетей, и у многих небыло домашних телефонов. Мы иногда приезжали в гости друг к другу спонтанно, но я была почти одна. Подумала - почему бы не походить на английский, да еще бесплатно? Мне всегда нравились английский и испанский языки. Пришла. Увидела табличку "Церковь Иисуса Христа Святых последних дней". Подумала, что это секта, но решила посмотреть, куда я попала. До этого момента мои представления о религии были весьма скромны. Однажды в детстве я была в православном храме, бабушка моей подружки Лены взяла меня за компанию. Кажется, была Пасха, народу было полно, и мы постояли где-то с краю, пока бабушка ставила свечки. Был полумрак и дымно. Потом к нам приходили свидетели Иеговы, но мама не разрешила им приходить, а моей бабушке запретила их слушать. Потом моя подруга Катя Елистратова показывала книги какой-то буддисткой религии, которые им приносил массажист. Я слушала, но понимала, что все это было не мое. Еще в детстве мне присылали письма с вопросами из Библии, это была воскресная школа по почте. Терпения мне не хватило закончить ее, но очень долго на комоде у меня стоял буклет этой школы с изображением Христа, и я любила подолгу на него смотреть. Мне хотелось понять, кто такой Бог и почему Его сын согласился так страдать из-за людей.

Первое занятие. Двое молодых людей в рубашках и галстуках, оба иностранцы. Это было хорошее время, очень интересные уроки, мы много смеялись. Я познакомилась с Юлей Бандыш тогда, мы вместе начинали ходить на церковные мероприятия, и до сих пор общаемся. Там же, на церковных пикниках, я увидела молодежь. Мне очень понравились девушки, они были для меня как бы образцом - милые, приветливые, аккуратные, почти все хорошо учились и обладали какими-то талантами. Кто-то учил иностранный язык, кто-то играл на фортепиано, танцевал, занимался легкой атлетикой, но больше всего меня поразило то, что они знали какие-то цитаты из Библии, из какой-то книги Мормона, о которой я впервые слышала, и им небыло стыдно говорить об этом. Они гордились тем, что не имели вредных привычек, они умели веселиться без алкоголя и двусмысленных анекдотов, умели быть красивыми в скромной одежде. По сравнению с большинством моих однокурсниц они были ангелами на земле. И я захотела стать похожей на них :-)  В конце лета начала встречаться с сестрами-миссионерками, захотелось поближе узнать эту религию. Со мной начали проводить беседы сестра Эперсон и сестра Кэндел, у меня есть пара фотографий с ними. Они были мне действительно сестрами, отвечали на мои вопросы, объясняли, почему для них важно то, о чем они говорят. Однажды мы втроем ездили в пиццерию, они устроили мне праздник на День Рождения :-) К сожалению, я тогда не осталась в церкви, но мысли о ней и о людях не покидали меня. Так совпало, что в автобус, в котором я ездила на учебу, часто заходили миссионеры, ехавшие в приход на ул.Гладкова. Я стеснялась к ним подойти, но вдруг начала молиться о том, чтобы однажды они постучались в нашу дверь еще раз, чтобы Бог дал нам еще один шанс. Зимой к нам постучали сестры Кораблева и Пазуха. Сестра Кораблева потом вспоминала эту историю о том, что я просила в молитвах послать к нам миссионнеров и говорила, что это вдохновляло ее в последующей миссионерской работе. Я начала снова ходить в церковь, общаться с молодежью, снова меня обучали сестры, и я так хотела принадлежать к этой церкви, что решила креститься там. Это было теплой весной, мне подарили цветы после крещения, и я до сих пор помню чувство света и легкости, какой-то чистоты в моей жизни, как свежий воздух после дождя. И с тех пор я часто напеваю тот детский гимн, который пели для меня Юля Бандыш и Даша Стулишайко:

Когда пройдет дождь грозовой
И вся земля сверкает,
Я в небе радугу ищу
И Бога прославляю.

И идя в своих воспоминаниях дальше, я вспонила, с чего все началось. С какого человека я начала свой путь назад. В церковь пришел Женя. Крестился и стал ходить на институт религии, на все мероприятия для молодежи. Он был замечательным молодым человеком, обаятельным, общительным, всем нравился, особенно девчонкам:-) И мне тоже. Как-то всегда получается, что в церкви молодых людей меньше, чем девушек. И, учитывая то, как церковь пропагандирует семейные узы, можно себе представить, как нам всем хотелось выйти замуж и создать счастливую вечную семью! Мне всегда хотелось стать женой и мамой, я не представляла себя выходящей замуж после 30 или 35, не представляла себя работающей женщиной, и уж тем более матерью-одиночкой. Наверное, потому, что в 90-е годы, когда я росла, всего у трех моих подруг были папы, и это были не очень счастливые семьи. Не зная, какими бывают семьи счастливые, я молилась о будущем муже, собирательно составляя его образ, молилась о счастье в своей будущей семье и о детях. И поэтому, когда появился Женя, я решила, что он подходит для того, чтобы стать моим мужем. Я была поражена его обаянием, вежливостью, умом, музыкальностью, разносторонними знаниями, мягким взглядом и бархатным голосом. Я хотела, чтобы он был только моим. Помню, Настя Угрюмая однажды сказала: " Когда с тобой и Женей сидит кто-то третий, к вам лучше не подходить, вокруг вас напряжение 220 вольт!" Это действительно было так, он мне очень-очень нравился и я не хотела никого к нему подпускать :-) Мы не дружили, думаю, это была односторонняя симпатия, иногда вместе гуляли, или ели вкусные чебуреки, обедали после воскресного собрания и всех часов, говорили обо всем - нам просто было хорошо вместе. Женя был одинаково прекрасным для всех. Чаще всего мы виделись в компаниях молодежи на приходских мероприятиях. Вокруг нас стали расти слухи. Нас считали парой, подшучивали, меня даже спрашивали о свадьбе:-) Я старательно поддерживала эти разговоры, потому что мне больше всего хотелось, чтобы это было на самом деле так. Я не хотела слышать себя, потому что когда я молилась, я чувствовала, что мы не созданы друг для друга, мы совершено разные люди и что Бог мне дал просто хорошего друга, такого же, как все другие юноши и девушки в церкви.

Нельзя сказать, что я была обделена мужским вниманием. Наоборот, со мной очень часто знакомились, несмотря на то, что я никогда не носила нескромную одежду, никогда не делала макияж и укладку, по вечерам никогда не гуляла одна, не ходила на дискотеки, не пила пиво и не курила. И к молодым людям, знакомящимся со мной, относилась очень легко. На предложение о первом свидании соглашалась со своими условиями - на людной площади, не вечером, никакого алкоголя и сигарет, никаких нецензурных выражений. К себе не подпускала, не позволяла даже взять себя за руку. При первом же проколе парня - сальном анекдоте или попытке обнять, или купить пиво - я нажимала телефон в кармане, отвечала на звонок, извинялась и уезжала под предлогом придуманной причины. Даже с таким жестким фэйс-контролем небыло недостатка в друзьях, меня часто приглашали гулять или в кино, но всех этих парней я рассматривала только друзьями и часто разочаровывалась, понимая, что еще месяц-два и им надоест играть по моим правилам, они захотят вернуться к своей привычной жизни, свободной для посиделок с пивом и прочих вольностей. И смотрела на юношей в церкви, а кроме Жени, одинаково хорошего для всех, смотреть было некуда. И я снова молилась о нем, снова не хотела слышать, и довольно долго наступала на собственные грабли.

Однажды летом я собиралась вечером помочь шить лоскутные одеяла в обществе милосердия, утром до этого помогала одной молодой маме, сидела с ее детьми, и Женя мне позвонил. Я приехала, он показал мне целую кучу негативной информации о церкви. Сейчас я даже не удивляюсь этому, удивляюсь только, почему это не произошло раньше - ведь в интеренете столько грязи о церкви! Сейчас это для меня не удивительно, я поняла, что вокруг любой религии строятся сплетни, слухи. К сожалению, люди это читают и уходят в никуда, потеряв веру, Бога, душевный покой и определенность в жизни. Вечером шить одеяла я не приехала, не пришла и на следующее воскресное собрание. Ушла насовсем. Мне было очень плохо, я осталась без друзей, без религии, и вообще была сбита с толку. До этого я собиралась через год церковной жизни ехать на миссию и до миссии постараться укрепить свое свидетельство. Если бы мне кто-то сказал, что я уйду из церкви, я бы рассмеялась от глупости такого предположения! И тем не менее это случилось. Я очень верно написала - я была именно сбита с толку. С одной стороны, мне очень нравился Женя, и он уходил тоже - значит, мы могли бы быть вместе, расуждала я. Мы могли бы видеться чаще. Новая религия могла бы нас объединить. С другой стороны - я не хотела верить тому, что он мне рассказывал, но у меня небыло свидетельства, и мне не за что было зацепиться, чтобы опровергнуть его слова. Со стороны это, возможно, не выглядело так, но я до сих пор помню это тяжелое чувство какого-то вынужденного согласия. Это было мое первое чувство, потом я все же поверила Жене и стала соглашаться с ним. Любовь зла... Большинство моих соглашений были пронизаны просто большой симпатией к этому человеку. Он привел меня в православный храм и через некоторое время мы совсем перестали видеться. Я перешла на заочное обучение в своем педколледже и работала гувернанткой в одной богатой семье. Время шло, я писала дипломную работу, мне предложили должность в одном рекламном агентстве. И тут я встретила Сережу. Нет, это он меня встретил, увидел меня, и то, что мы вместе, это в большем его заслуга. Доброе время лечит все:-) Я постепенно забыла Женю, и дар Бога - мой будущий муж, осветил мою жизнь. Оказалось, что я не знала, что такое настоящая любовь, и если бы мы поженились с Женей, я не была бы и наполовину так счастлива, как счастлива сейчас. Потому что он не был моим человеком.


Через несколько месяцев после знакомства с Сережей я перешла в православие. Его заслуги в этом нет. После того, как я однажды бездумно согласилась предать религию, я уже никого не слушала. Сережа с детства крещен в православной церкви, но никогда от него я не слышала, что его религия самая праведная, истинная - он просто не кичился этим и не стремился меня перевоспитать. Я горячий человек, очень эмоциональная, но он был спокоен, терпеливо отвечал на мои вопросы и никогда не говорил чего-то неуважительного о церкви последних дней. Всегда был рядом, всегда утешал меня и внимательно слушал. А у меня прошли какие-то мелкие обиды, забылись слова, которые говорил мне Женя, забылись недостатки, которые он в церкви осуждал, и я очень часто вспоминала о церкви хорошее, вспоминала людей, рассказывала много хорошего о церкви Сереже. Хотела туда вернуться, но очень боялась снова потерять - потерять Сережу. В православном храме у меня появились первые друзья и знакомые, и, хотя мне там не очень нравилось, я решила подождать - а вдруг душа откликнется и я найду себя в православии.

 Я поняла свою главную ошибку ухода их церкви. Я почти не занималась своим свидетельством, церковь была для меня замечательным кораблем любви и дружбы. Я не заботилась о том, чтобы моя вера была сильной, чтобы у меня было настоящее свидетельство, и я слышала, но не хотела слушать того, что подсказывал мне дух. Не раз я делала все наоборот, и мои метания и тупая привязанность к Жене - яркий тому пример. И поэтому, когда мне нужно было защитить церковь, защитить веру - да хотя бы отстоять свое право верить в свой выбор - мне нечем было защищаться. Я была воином, который таскал-таскал свое оружие, да так и потерял где-то. Именно поэтому я долго не возвращалась в церковь - боялась, что мое желание вернуться снова будет временным. Я искала мира в душе, хотела обрести покой и перестать метаться, хотела каких-то явных доказательств правильности своего выбора, и не делала при этом единственно правильного - не молилась и не искала ответа у Бога, а пробовала все решить сама. Как говорится, вилами по воде...

Те осень и зима до момента знакомства с Сережей были очень черными для меня. Я очень переживала, что Женя меня оставил, и ездила в воскресенье в православный храм только потому, что мне надо было куда-то ехать в воскресенье. Сидеть дома, когда все остальные мои друзья были в церкви - было для меня невыносимо. Я читала Лиахону, которую приносила мама, часто вспоминала своих церковных друзей, тосковала и даже плакала, что больше никогда их не увижу, и очень радовалась новостям из церкви, которые рассказывала мама.


Кстати, Женя женился на Алене, Лизиной сестре - я с ними в церкви дружила. Он через какое-то время вернулся в церковь, может быть, ему тоже было нелегко оставить все и он решил снова попробовать найти там истину.
Помню, однажды я приехала к этим замечательным сестрам в гости, Лиза с Аленой - тогда еще обе активные в церкви, спрашивали меня, почему я ушла, кто мне "помог". Имени я не назвала. Но они догадывались. Не назвала бы и сейчас, но сейчас об этом все знают, тем более что Женя, Алена и Наташа - их подруга, тоже когда-то крестившаяся здесь, написали официальный отказ от церкви с просьбой перестать считать их членами церкви. Но дело не в этом. Тогда я сидела у них и вдруг ясно прочитала свою мысль - о том, что Алена выйдет замуж за Женю и уйдет из церкви, а Лиза уедет на миссию и останется церкви верна. Но тогда я не решилась сказать им об этом, потому что мне в это не верилось. Однако, так и произошло. Алена и Женя, и Наташа пытались разуверить в истиности церкви Лизу, но Лиза и правда осталась верна и уехала служить на миссии. Они рассказывали об этом президенту Ножникову с его женой Олей, но Денис лишь обвинил Женю в том, что он, как шахматист, рассчитал все ходы - сначала убрал меня, потом женился на Алене и увел ее, а потом принялся и за друзей. Рада знать, что еще одна Аленина и Лизина подруга - Галя Шашило, тоже служила на мисии и осталась активной в церкви по сей день. 
 
Я все больше понимаю слова "молчание - золото." Если есть сомнения, нужно решать их с Богом, а не пытаться удержать в себе конфликт, как это делала я. К сожалению, Женю я до сих пор не могу простить и надеюсь, что больше никогда не увижу его даже на фотографии. И одновременно с этим, я благодарна сейчас за этот горький для меня урок. Я поняла, что, находясь в церкви, нужно прежде всего искать Бога и стараться остаться дочерью Бога, а все остальное придет в нужное время.                

2 комментария:

  1. Очень интересный рассказ, спасибо!
    У меня не было разочарования ни в чем - мне говорили плохое о церкви, но я только смеялась над этим. Пару раз мои знакомые и коллеги, когда узнавали, что я хожу в мормонскую церковь, реагировали "а я думала, что ты нормальная!" - ну, что ж, это тоже в какой-то степени правда :)

    ОтветитьУдалить
  2. Я рада, что наконец-то написала это! Разложила для себя все воспоминания по полочкам.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.